Шрифт Брайля. Лак Брайля. Изделия для слабовидящих людей.

joomla templates

Краски и лаки со специальными эффектами - компания VERILION

(495) 640-28-48   info@verilion.ru

Шрифт Брайля. Лак Брайля. Изделия для слабовидящих людей.

1231231231

В последние годы всё большую популярность приобретает декоративная отделка полиграфической продукции «объемным лаком», который также называют «лак-капля» или «лак Брайля». Но не всем известно, что это такое и кто стоит у истоков создания этого лака.

Современный мир – это мир объёмных ощущений. Реклама нового поколения работает на уровне чистого восприятия. На передний план в такой рекламе выдвигаются психофизиологические стимулы, к которым относятся и тактильные ощущения. По словам известной американской писательницы Хелены Келлер, именно тактильные ощущения являются могущественным волшебником, который переносит нас на тысячи километров в пространстве и позволяет вернуть любое мгновение нашей жизни.

Надо сказать, что Хелен Келлер – уникальная личность. Она родилась 27 июня 1880 года в США. В возрасте 19 месяцев (1,5 года) перенесла скарлатину и полностью потеряла слух и зрение. Но несмотря на это, получила образование и стала писательницей, лектором и деятельным представителем своего времени. В 1864 году она была награждена Президентской медалью Свободы. Своим самообразованием Хелен занималась, используя книги, отпечатанные специальным шрифтом для незрячих людей.

Осязание – «второе зрение»

Умение ощущать – это способность организма, с помощью которой внешний мир проникает в человеческое сознание. Именно ощущения дают возможность человеку ориентироваться в окружающем мире. 

Кожные ощущения – это наиболее широко используемый вид чувственности. В кожных покровах имеется несколько анализаторских систем: тактильная (ощущение прикосновения), температурная (ощущение холода и тепла), болевая. Система тактильной чувствительности неравномерно распределена по всему телу. Но более всего скопление тактильных клеток наблюдается на ладонях и на кончиках пальцев. Структурно-тактильные изображения на полиграфических продуктах вызывают желание потрогать их руками (ладонью, пальцами) и ощутить. Тактильные ощущения руки, объединяясь с мышечно-суставной чувствительностью, образуют осязание – систему познавательной деятельности руки. Благодаря осязанию рука может отражать форму, пространственное расположение предметов и в этом отношении является как бы органом чувств, параллельным зрению. Тактильные ощущения дают знания о поверхности тела, с которым произошел контакт: гладкое, шероховатое, липкое, жидкое и так далее.

До шрифта Луи Брайля в мире широко использовался рельефно-линейный шрифт Валентина Гаюи. Этот француз был уникальной личностью. Он родился в 1745 году в бедной крестьянской семье и стлал в последствии выдающимся педагогом, изобретателем системы обучения незрячих людей. Для этого он создал свою типографию, где печатались книги для незрячих детей, придумал первый в мире рельефный глобус и способ печати рельефных географических карт. В 1784 году на скромные личные сбережения без поддержки государства и благотворительных организаций Гаюи открыл во Франции первую в мире школу для слепых детей под названием «Мастерская трудящихся слепых».
Но самая важная заслуга Гаюи в том, что он сумел обратить внимание общества на трудности незрячих людей и впервые добился приобщения их к полезному труду как полноценных членов общества. Книги с печатью рельефным лаком в этом ему очень помогли.
Гаюи создал свою школу для незрячих детей во Франции и предложил основать такую же школу в России. В возрасте 39 лет он приехал в Санкт-Петербург по разрешению царя и большую часть жизни прожил в России, обучая незрячих детей грамоте и ремеслам. Только в 72 года Гаюи вернулся во Францию…

Всем известный шрифт Брайля – это рельефно-точечный шрифт, предназначенный для письма и чтения незрячими людьми. Он был разработан в 1824 году французом Луи Брайлем, сыном сапожника. Луи в возрасте трёх лет потерял зрение в результате воспаления глаз, которое началось, когда мальчик поранился шорным ножом в мастерской отца. В возрасте 15 лет он создал свой рельефно-точечный шрифт (в противоположность рельефно-линейному шрифту Валентина Гаюи). Этот типографский шрифт, созданный Брайлем, широко использовался военными того времени для чтения донесений в темноте.

Для изображения букв в шрифте Брайля используются 6 точек, расположенных в два столбца – по 3 в каждом. Одна из особенностей шрифта Брайля состоит в том, что текст пишется справа налево. Затем страница переворачивается, и текст читается слева направо. При письме прокалываются точки, и поскольку читать можно только по выпуклым точкам, "писать" текст приходится с обратной стороны листа. В этом заключается одна из сложностей при обучении данному шрифту.

Нумерация точек идет сверху вниз по столбцам, а при записи – в обратном порядке: сначала по правому столбцу, затем по левому. Точка 1 находится в верхнем правом углу, под ней – точка 2, в нижнем правом углу – точка 3. В левом верхнем углу находится точка 4, под ней – точка 5, в левом нижнем – точка 6.

Наличие или отсутствие точек (проколов) в ячейке дают определенный символ. Высоты точки в 0,5 мм достаточно для ее распознавания на ощупь. Расстояние между точками занимает около 2,5 мм, расстояние между ячейками – 3,75 мм по горизонтали и 5 мм по вертикали. Стандартная страница с текстом Брайля вмещает до 25 строк по 40-43 ячейки.

В этой системе имеется 63 различных символа. Вследствие такой ограниченности общего числа различных комбинаций точек часто используются двуклеточные знаки (состоящие из двух комбинаций, каждая из которых исполняет свою функцию), дополнительные знаки для слепых (большие и малые буквы разных алфавитов, цифровой знак и т. д.). Каждая комбинация имеет несколько значений, порой доходящих до десятка.

Поскольку для письма шрифтом Брайля используются особые письменные принадлежности – прибор и грифель, брайлевские буквы невозможно изменить в размерах или подчеркнуть, как-либо изменить их конфигурацию. Поэтому для выделения букв и слов используются специальные знаки: заглавных и малых букв (ставятся перед нужными буквами), курсива, жирного и полужирного шрифтов (ставятся до и после выделяемых символов), верхнего и нижнего индекса, математического корня (один символ ставится в начале, другой – в конце) и т. д.

Существуют версии шрифта Брайля для разных языков, в том числе, основанных не на латинском алфавите.

ПРИМЕРЫ ИЗДЕЛИЙ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ ЛЮДЕЙ:

3213131231

 

21321312312

ЗНАКИ и УКАЗАТЕЛИ для слабовидящих людей:

12231

 

ТАКТИЛЬНАЯ     ПИКТОГРАММА:

414124

 23131

 НОВОГОДНЯЯ продукция, в том числе  для слабовидящих людей:

412412

 

Шрифт для слепых (шрифт Брайля) на фармацевтических упаковках

Уже в середине 80-х годов появилась идея использовать шрифта для слепых на фармацевтических упаковках. С вступлением в силу 12-го дополнения к закону о лекарственных препаратах от 6 августа 2004 (Предписание 2004/27/ЕС) это положение стало обязательным: начиная с 1-го сентября 2006 года, все фармацевтические препараты должны содержать на упаковке информацию, нанесенную с помощью шрифта Брайля. На этикетке следует указать название продукта и концентрацию действующего вещества. Наряду с калибровочным штампом, прямой печатью на упаковке и термоплавким способом нанесения информации, этикетирование является другой, очень практичной альтернативой техническому применению AMG-новшества. И здесь трафаретная печать является одним из самых важных способов производства.

В настоящее время в качестве руководства применяется национальная норма DIN 32976; 2007-08 «Шрифт для слепых – требования и размеры» и Европейская  норма  DIN EN 15823:2010-11 «Шрифт для слепых на упаковках медицинских препаратов». Для того чтобы стандартизировать продукты, снабженные шрифтом Брайля, упаковочная промышленность планирует введение всемирной нормы ISO.

На сегодняшний день читаемыми считаются символы шрифта для слепых с толщиной слоя в 150– 250 мкм, сделанные трафаретным способом.

Отделка отпечатков «тактильными эффектами»

Именно здесь трафаретная печать наилучшим образом демонстрирует свои сильные стороны в отношении толщины напечатанного красочного слоя и поэтому находит применение в самых различных областях. Если к названным выше лакам  добавить цветные оттенки, глиттеры, блестки или оптихромные и интерферентные пигменты, то возникают новые интересные тактильные и красочные эффекты. В частности, в комбинационном варианте с офсетом и цифровой печатью появляется много новых и интересных областей применения.

Емкости, подлежащие обязательной маркировке тактильными указателями об опасности

Европейские законодательные органы издали Предписание об обязательном указании на этикетке с помощью шрифта для слепых опасных веществ, содержащихся в емкостях. Определение и размеры осязаемых указателей об опасности зафиксированы в DINENISO 11683 «Упаковка – тактильные указатели об опасности – требования». Трeбуемая толщина лакового слоя  составляет 250 мкм.

Выбор сетки

Толщина красочного слоя, кроме всего прочего, регулируется за счет правильного выбора сетки и ее геометрии.

Если необходимо напечатать символы шрифта Брайля или тактильные  предупреждения об опасности, то, опираясь на полученный опыт, мы рекомендуем использовать следующие типы сетки для ротационной и плоской печати:

Ротационная трафаретная печать
- Gallus Screeny BZ толщина сита 200мкм
- Stork RotaMesh 75 толщина сита 150мкм

Плоская трафаретная печать
- сетка 32-70 (полиэфир), толщина сита 117мкм
- сетка 40-80 (полиэфир), толщина сита 133мкм
- сетка 43-80 (полиэфир), толщина сита 130мкм

Изготовление печатной формы

Другим важным фактором для достижения требуемой толщины лакового слоя является изготовление печатной формы. Выбор фотоэмульсии, техники нанесения эмульсионных слоев, а также экспонирование, проявка и высушивание эмульсионного слоя – все эти факторы определяют толщину выстроенного эмульсионного слоя, четкость контуров и  тиражестойкость трафарета. Для изготовления  «толстого» трафарета используются копировальные эмульсии с высоким содержанием твердого вещества, а также специально рекомендованные  капиллярные пленки (толщиной 150-300 мкм). Учитывая свой опыт и ориентируясь на тип печатного изображения, мы можем рекомендовать следующие значения толщины эмульсионного слоя над сеткой (EOM /EmulsionOverMesh):

Печатные формы для шрифта Брайля

Шрифт Брайля и тактильные указатели об опасности:
Плоская печать: - сетка: например, 32-70; натянута под углом 15°, EOM от 160 до 190мкм, общая толщина 260– 300мкм
Ротационная печать: - общая толщина 380мкм сетка: Screeny BZ
                                  - общая толщина 350мкм сетка: RotaMesh 75

Печатные формы для тактильных эффектов
У отпечатков с эффектом поднятия и тактильных элементов изображения, таких как капли воды, волны, мазки кистью, рельефные структуры, шрифты и клейма, у которых часто запечатывается сплошная поверхность, за толщину красочного слоя в первую очередь отвечает правильно выбранная толщина сетки. Для того чтобы избежать образования слишком толстого слоя лака на краях отпечатка, значение EOM не должно быть очень высоким.

Печатные формы для „толстого слоя лака“
Плоская печать:
- сетка 24-140 толщина сита 250мкм
- сетка 18-180 толщина сита 330мкм

Ротационная печать:
- Gallus Screeny BY общая толщина 190мкм
- Stork RotaMesh 75общая толщина 350мкм

EOM–толщина эмульсионного слоя над сеткой.


К УФ-ОТВЕРЖДАЕМЫМ ЛАКАМ ПРЕДЪЯВЛЯЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ РЕОЛОГИЧЕСКИЕ И ОПТИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ:

  • максимально высокая толщина лакового слоя
  • очень хорошие печатные характеристики
  • четкость контуров
  • хорошее растекание при печати сплошной поверхности
  • высокая прозрачность лака

Затем качество лаков оценивается по степени их адгезии к запечатываемым материалам и устойчивости к царапинам, по реактивности, эластичности напечатанного лакового слоя, а также по химической устойчивости.

В качестве материалов для печати большой выбор составляют обработанные способом Corona пленки из PP и PE, лакированные печатным способом PET-пленки, самоклеящиеся пленки из ПВХ и бумаги, бумага и различные виды картона, а также предварительно запечатанные офсетным способом различного вида материалы.

Параметры печатных машин

Рабочие параметры станка, такие как выбор ракеля, его жесткость, угол наклона, давление печатного ракеля и контрракеля (регулировка контрракеля не касается ротационной печати), а также установленная скорость печати, оказывают влияние на протекание лака через красочный канал или прохождение  через сетку и, тем самым, – на толщину напечатанного лакового слоя.

 

Всем хороших тиражей!

Светлана Детушева, руководитель направления трафаретных красок и спецэффектов ООО «ВЕРИЛИОН»  

Новости

Блестящие решения

Компания VERILION и типография «Трафарет Плюс Универсал» в самый разгар календарного сезона запустили совместный проект по производству квартальных ...

Технологии VERILION в модной индустрии

Технологические решения компании VERILION востребованы для рекламы Schwarzkopf Professional. Журнал Art Coiffure & Style – ежеквартальное специали...

Семинар в Екатеринбурге

В зимний мороз столица Урала засияла новыми красками. В декабре в Екатеринбурге специалисты компании  ВЕРИЛИОН провели семинар, на котором состоялась...

Новый взгляд на привычные вещи

Нас со всех сторон окружает реклама. Мы уже привыкли к тому, что она смотрит на нас не только с экрана телевизора, но и с рекламных щитов, проспектов,...

Нестандартные решения в совместном творчестве

Производители товаров и услуг часто сталкиваются в своей практике с дефицитом свежих идей и приемов, которые используются для придания индивидуальност...

Стираем золото или проба новой сольвентной краски.

В московской типографии «МС Принт» провели пробу новой сольвентной краски от компании ВЕРИЛИОН. Краска наносилась через 77 сетку методом шелкотрафарет...

Запах апельсина внутри каталога

Издательско-полиграфическое предприятие ОАО «Кострома» выпустило собственный корпоративный каталог, где в презентационной форме показаны различные мет...